Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Большое значение для качества воспитательно-образовательного процесса в дошкольном учреждении имеет материально-техническое обеспечение и оснащённость образовательного процесса.

В нашем детском саду созданы необходимые условия для полноценного развития детей.

Детский сад №26 основан 14.02.1958 г. Городским отделом народного образования. Проект: типовой. Учреждение располагается в отдельно стоящем 2-ухэтажном здании общей площадью 1588,1 кв.м.

В детском саду функционируют 7 групп.

Здание включает в себя:

  • групповые помещения;
  • музыкальный зал, совмещенный со спортивным;
  • сопутствующие помещения (медицинский блок, включающий в себя медицинский и процедурный кабинеты; пищеблок; прачечную);
  • методический кабинет;
  • кабинет логопеда.

Площадь групповых комнат варьируется от 43 до 69 квадратных метров. В каждой группе оборудованы приемные (раздевальные) комнаты, групповые помещения, буфетные, туалетные комнаты. Детский сад в достаточном количестве обеспечен индивидуальными шкафчиками, столами, стульями, кроватями, игровыми и развивающими пособиями.

Учреждение размещено на отдельной огражденной территории. Площадь земельного участка детского сада составляет 5254 кв.м., территория детского сада ограждена, зонирована, озеленена, имеет функциональные зоны (застройки, зону игровой территории и хозяйственную зону), удалена от магистральных улиц, освещена).

Каждая возрастная группа детского сада имеет свою игровую площадку для прогулок. На каждой имеются прогулочные веранды, позволяющие защитить детей во время прогулки от дождя, ветра, сильного солнца. Для организации игровой деятельности дошкольников оформлены малые архитектурные формы: домики, горки, песочницы. На каждом участке есть скамеечки, столики, разнообразное оборудование для развития движений (лесенки для лазания, змейки, кольца для игры в мяч и другое).

Спортивная площадка оборудована лесенками разной конструкции, съёмной сеткой для игры в волейбол, есть беговая дорожка.

В педагогическом процессе ДОУ для развития познавательного интереса, повышения уровня и качества знаний у детей, в детском саду используются разнообразные технические средства:

  • телевизор, DVD-магнитофон: для просмотра познавательных телепередач, видеофильмов, мультфильмов, сказок;
  • магнитофоны (в каждой возрастной группе), музыкальный центр с караоке в музыкальном зале: для развлекательных мероприятий, прослушивания музыки в режимных моментах, проведения музыкотерапии;
  • компьютер, принтер для сбора и анализа информации, оформления педагогической документации.

Работа всего персонала МБДОУ направлена на создание комфорта, уюта, положительного эмоционального климата воспитанников.

Материально-техническое оснащение и оборудование, пространственная организация среды детского сада соответствуют санитарно-гигиеническим требованиям. Условия труда и жизнедеятельности детей созданы в соответствии с требованиями охраны труда. Материальная база периодически преобразовывается, трансформируется, обновляется для стимулирования физической, творческой, интеллектуальной активности детей. Все это позволяет педагогам организовывать работу по сохранению и укреплению здоровья детей, созданию положительного психологического климата в детских коллективах, а также по всестороннему развитию каждого ребенка.

Групповые комнаты

В нашем детском саду постоянно поддерживаются все условия для оптимально–результативной организации образовательного процесса.

В групповых комнатах пространство организовано таким образом, чтобы было достаточно места для занятий игровой и учебной деятельностью. Помещения групп детского сада оснащены детской и игровой мебелью, соответствующей по параметрам возрасту воспитанников, целесообразно расставленной относительно света и с учетом размещения центров активности детей, отведенных для игр, совместной, самостоятельной деятельности дошкольников. Групповые помещения детского сада имеют комнаты для раздевания, игровую, спальную и туалетную комнаты. Созданная с учетом возрастных особенностей детей и современными требованиями, развивающая среда в группах формирует игровые навыки у детей и способствует развитию личности дошкольника. В целом она организована так, чтобы материалы и оборудование, необходимые для осуществления любой деятельности были доступны детям и убирались ими на место самостоятельно, что дает возможность обеспечивать в группах порядок и уют. Все материалы и оборудование имеют сертификат качества и отвечают гигиеническим, педагогическим и эстетическим требованиям.

"ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ"

  • Разработана комплексная система по формированию у воспитанников здорового образа жизни: перспективное планирование; конспекты; наглядно-дидактический материал по формированию у детей основ здорового образа жизни;
  • спортивные центры в группах;
  • инвентарь и оборудование для организации двигательной активности детей в помещениях и на свежем воздухе (мячи, обручи, скакалки и т.п.);
  • на территории созданы условия для физического развития детей (спортивная площадка с необходимым спортивным оборудованием);
  • фонотека с записями музыки для релаксации;
  • картотека подвижных игр, физминуток;
  • в группах оформлены уголки безопасности с необходимым наглядным и игровым материалом по безопасности в различных жизненных ситуациях (иллюстрации, плакаты, альбомы, дидактические игры), детской литературой соответствующей тематики;
  • в методическом кабинете материал по безопасности оформлен по блокам - "Ребёнок и его здоровье" (валеология), "Ребёнок дома" (правила безопасности в быту, пожарная безопасность), "Ребёнок и дорога" (правила безопасности на дороге), "Ребёнок и другие люди" (личная безопасность ребёнка), "Ребёнок и природа" (правила безопасности на природе, "Азбука АУ")

"ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ" И "РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ"

В группах созданы речевые центры, включающие в себя книжные уголки, оснащённые всем необходимым для речевого развития детей (художественные произведения русских и зарубежных писателей; иллюстративный материал к знакомым произведениям; настольно-печатные игры);

В методическом кабинете представлен демонстрационный материал (картинки, иллюстрации по основным лексическим темам); методические рекомендации по речевому развитию дошкольников; библиотека детской литературы; портреты писателей и поэтов; иллюстрации к художественным произведениям.

"СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ"

В групповых комнатах выделено пространство и имеется оборудование для различных видов игр: сюжетно-ролевых, подвижных, спортивных, дидактических, театрализованных и т.п.;

В методическом кабинете представлен разнообразный материал по патриотическому воспитанию, краеведению, формированию основ нравственности (методические рекомендации, иллюстративный материал, тематические альбомы и прочее).

В старших группах оформлены центры экспериментирования с необходимым оборудованием (различные весы, магниты, глобусы, карты, различные сыпучие материалы, песочные часы, фонарики, различные ёмкости, бросовый и природный материал и тому подобное);

В группах имеется мелкий (настольный) и крупный (напольный) строительный материал; разнообразные конструкторы (деревянные, металлические, пластмассовые с различными способами соединения деталей), конструкторы типа «Лего»;

"ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ"

В группах оформлены центры искусства, оснащённые необходимыми материалами для организации самостоятельной и совместной деятельности по данному направлению (бумага разной фактуры и размеров, разноцветная бумага, пластилин, карандаши, краски, кисти, цветные мелки, природный и бросовый материал и др.);

В методическом кабинете подобраны репродукции картин разных жанров; предметы и пособия народно-прикладного искусства; методические рекомендации по организации продуктивной деятельности с дошкольниками.

Музыкальные инструменты (пианино);

Детские музыкальные инструменты (бубны, погремушки, металлофоны, маракасы, барабаны, ложки и др.);

Музыкально-дидактические игры и пособия;

В групповых музыкальных уголках в достаточном количестве музыкальные игрушки, фонотека с лучшими образцами классической и современной музыки для детей.

Музыкальный зал

Музыкальный зал предназначен для проведения музыкальных занятий, гимнастики, культурно-досуговых мероприятий (праздники, досуги, развлечения).

В зале имеется:

  • фортепиано;
  • синтезатор;
  • музыкальный центр;
  • DVD;
  • магнитофон;
  • детские музыкальные инструменты (комплект металлофонов, набор русских музыкальных инструментов, шумовой оркестр и пр.);
  • шкафы для используемых музыкально-дидактических игр и пособий, игрушек, атрибутов (шапочки овощей, животных, пилотки, листья, ленточки, цветы, султанчики и т.д.);

У музыкального руководителя имеется:

  • библиотека методической литературы;
  • сборники нот.

Методический кабинет

Методический кабинет детского сада оснащён всем необходимым для обеспечения образовательного процесса:

  • нормативно-правовая база организации деятельности дошкольного образовательного учреждения;
  • современные программы и технологии дошкольного образования;
  • методические рекомендации по основным направлениям работы с дошкольниками;
  • обобщённый положительный педагогический опыт педагогов;
  • библиотека методической и детской литературы;
  • демонстрационный, раздаточный, игровой материал для организации педагогической деятельности с дошкольниками.

Медицинский кабинет

В детском саду для обеспечения медицинского обслуживания имеется медицинский блок, состоящий из 2-х помещений: медицинского и процедурного кабинетов. Медицинский кабинет оснащен необходимым оборудованием.

Пищеблок

Пищеблок ДОУ оборудован моечными ваннами, стеллажами для посуды, раковиной для мытья рук, водонагревателем, контрольными весами, электроплитой с духовым (жарочным) шкафом, разделочными столами, шкафом для хлеба, шкафом для посуды, холодильником.

В ДОУ имеется кладовая для хранения продуктов питания.

Прачечная

Прачечная оборудована стиральными машинами с автоматическим управлением, имеется гладильный стол, электрический утюг, ванна, шкафы для белья.

Организация питания в детском саду

Согласно санитарно-гигиеническим требованиям соблюдение режима питания в МБДОУ «Детский сад №26» организовано 4-х разовое питание детей (в соответствии с п.15.4. и 15.11. СанПиН 2.4.1.3049-13):

  • Завтрак
  • Второй завтрак
  • Обед
  • Уплотненный полдник

Основой для составления ежедневного меню является примерное десятидневное меню, разработанное с учётом последних требований диетологии и СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций», дифференцированное по двум возрастным группам детей (1-3 года и 3-7 лет) с 12-часовым пребыванием в ДОУ, с технологическими картами для применения в работе (письмо от 30.10.2013 №30-01-16/3041).

В детском саду имеется вся необходимая документация по питанию, которая ведется по форме и заполняется своевременно. На информационном стенде вывешен график выдачи готовой продукции для каждой группы, ежедневно вывешивается меню с перечнем блюд на день и нормой выдачи.

В ДОУ сформирована эффективная система контроля за организацией питания детей. Контроль за качеством питания, закладкой продуктов, кулинарной обработкой, выходом блюд, вкусовыми качествами пищи, правильностью хранения и соблюдением сроков реализации продуктов питания осуществляет зам.зав. по организации питания и охране здоровья детей и комиссия по питанию.

Пищевые продукты, поступающие в детский сад, имеют документы, подтверждающие их происхождение, качество и безопасность.

Питьевой режим в детском саду проводится в соответствии с требованиями СанПиН. Питьевая вода доступна воспитанникам в течение всего времени нахождения в саду. Ориентировочные размеры потребления воды ребенком зависят от времени года, двигательной активности ребенка.

Охрана здоровья воспитанников, медицинское обслуживание в ДОУ

Медицинское обслуживание в ДОУ осуществляется ГБУЗ ВО ГБ №1 города Владимира. В штатное расписание МБДОУ введена 1 ставка специалиста по организации питания и охране здоровья детей.

В ДОУ систематически и планомерно ведется работа, направленная на сохранение и укрепление здоровья детей. В целях своевременного выявления отклонений в здоровье воспитанников в детском саду проводится отслеживание состояния здоровья детей. Педиатр определяет группу физического развития каждого воспитанника на основе антропометрических данных и группу здоровья на основе анамнеза и обследования детей врачами-специалистами.

Педагоги организуют образовательный процесс с учётом здоровья детей, их индивидуальных особенностей развития. В группах соблюдаются требования СанПиН.

Состояние помещений детского сада соответствует гигиеническим требованиям, поддерживается в норме световой, воздушный, питьевой режимы.

Согласно СанПиН от 2.4.1.3049-13 разрабатывается режим дня. В основу рационального режима положены следующие моменты:

  • соответствие режима возрасту, состоянию здоровья и психологическим особенностям ребенка;
  • определение продолжительности различных видов деятельности, их рациональное чередование;
  • достаточный отдых с максимальным пребыванием детей на открытом воздухе при соответствующей двигательной активности;
  • достаточный по продолжительности полноценный сон;
  • регулярное сбалансированное питание.

Организация прогулки – обязательный элемент режима дня ребенка в ДОУ. На прогулке обеспечивается возможность для двигательной активности детей, виды игр варьируются в зависимости от сезона, организация двигательной активности детей чередуется со спокойными играми. При организации прогулки обязательно учитываются погодные условия.

Педагогами регулярно проводятся физкультурно-оздоровительные мероприятия:

  • утренняя гимнастика;
  • другие виды гимнастки (дыхательная, пальчиковая, гимнастика пробуждения);
  • физкультурные занятия, в том числе на воздухе;
  • физкультурные праздники, досуги, соревнования;
  • подвижные и спортивные игры;
  • физминутки и динамические паузы;
  • оздоровительный бег на прогулке;
  • комплекс закаливающих мероприятий;
  • дни здоровья.

Сведения о доступе к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям

Неотъемлемой частью функционирования ДОУ является информатизация образовательного процесса, которая рассматривается как процесс, направленный на повышение эффективности и качества воспитательно-образовательного процесса, и администрирования посредством применения ИКТ (информационно-коммуникативных технологий).

В свободном доступе для детей в ДОУ компьютеров не имеется, для педагогов и административного управления — 2 компьютера и 2 ноутбука, которые имеют выход в Интернет.

В свободное от деятельности с детьми время каждый педагог ДОУ может воспользоваться техническими и сетевыми ресурсами для выполнения воспитательно-образовательных задач.

В ДОУ создан, постоянно пополняющийся и обновляющийся сайт, на котором располагается информация о деятельности учреждения, её основных направлениях; об истории и развитии ДОУ, его традициях, о воспитанниках, о педагогических работниках. На сайте ДОУ размещаются важные документы, касающиеся организации образовательного процесса, документы, регламентирующие работу детского сада, методические наработки сотрудников ДОУ, полезная и интересная информация для родителей.